голубой

"Москва глазами инженера" глазами гуманитария

Москва неисчерпаема в отношении культуры, истории, архитектуры. С каждой новой прогулкой я невольно думаю, насколько же красивый и разный этот город.

В прошлые выходные я попала на экскурсию "Москва глазами инженера" от сообщества mosblog и совершенно новыми глазами увидела столицу.



Тот самый момент, когда гуманитарию абсолютно не смыслящему в инженерии было очень интересно! Надеюсь мои формулировки касательно всяких конструкций корректны и понятны.


Экскурсия была неделю назад, в воскресенье. Я не поленилась встать по-раньше и несмотря на отвратительную погоду поехала на экскурсию. В час дня мы, огромной толпой, встретившись у памятника Владимиру Шухову (на фото выше), отмечались, знакомились и, конечно же, слушали экскурсовода о то, кто же такой Шухов, кем он был и что успел на своем веку придумать. Замерзла я жутко, как хорошо, что перемещались мы быстро и на автобусе.

1. Кажется, со школьных времен я не была на автобусных экскурсиях!




Если речь заходит о Шухове, первое, а бывает и единственное, что приходит в голову - это Шуховская радио-башня на Шаболовке. Действительно, это самое знаменитое его произведение, но далеко не единственное.

2. Первой точкой нашей экскурсии был ГУМ - первый образец железо-бетонного зодчества в Москве, построенный в 1893 году.




3. Его крыша - достопримечательность и главная особенность универмага. Эти сетчатые перекрытия-оболочки впервые внедрил в мировую практику российский инженер и архитектор В. Г. Шухов в 1896 году. Тогда же он запатентовал эти конструкции и разработал основы теории оболочек.




4. Крыша универмага стала первым зданием, применившим эту технологию. Металло-стеклянные перекрытия конструкции В.Шухова - это сооружение диаметром 14 метров, на строительство которого ушло более пятидесяти тысяч пудов металла!




5. Наш экскурсовод сегодня - Айрат Багаутдинов. Он знает о Шухове все и даже больше.




6. Айрат рассказал и наглядно показал, как, взяв за основу идею арки, Владимир Шухов создает легкую, но прочную крышу, незаметно укрепив ее перетяжками под самым куполом. Выглядит изящно и очень красиво.




7. Замечали когда-нибудь эти "нити"? Шухов создает самонесущие арки, следуя принципу экономичности, технологичности и унификации. Его конструкции были настоящим новаторством того времени.




8. Но впереди у нас еще несколько крыш. Движемся дальше.




9. Я судя по всему одна не знала, что Зарядье находится в двух минутах от Кремля. Надо будет зайти.




10. В автобусе нам продолжают рассказывать о жизни и творчестве В.Шухова. Он как Ломоносов был очень разносторонней личностью - инженер, архитектор, изобретатель, автор проектов и руководитель строительства первых нефтепроводов в России! О нем можно подробно почитать в Википедии.




11. Вторая точка нашего маршрута - Пушкинский музей. Его стеклянная крыша также обязана своим существованием Владимиру Григорьевичу. Но ее конструкция отличается. Она выполнена по типу стеклянных "ферм".




12.




13. Нам наглядно показывают, как было решено соединять металлические конструкции, чтобы они были прочными и не "разваливались" под весом стекла.




14. Кроме эстетического назначения, крыша слушит еще и источником естесственного освещения.




15. Приехали на площадь Киевского вокзала. Уже догадались, какое сооружение здесь принадлежит авторству Шухова? Нет, на этом фото его нет.




16. Киевский вокзал построен в лучших традициях классической архитектуры. Напоминает античный храм - колонны, статуи атлантов, арки. Шухов тут ни при чем, но промолчать о вокзале я не в силах.




17. Никогда не обращала внимания на эти элементы. Все таки когда спешишь на поезд, нет времени рассматривать детали.




18. Откуда все это? Я была на этом вокзале столько раз, но никогда не поднимала головы.




19.




20. Античный храм. Невероятно красивый вокзал, куда не посмотри.




22.




23.




24. Авторству знаменитого инженера здесь принадлежит дебаркадер 1915 года (место прихода и отхода поездов на станциях железных дорог). Крыша выполнена в виде трехшарнирной арки. Она вращается в трех местах.




25. Если присмотреться, видно, что арка состоит из двуз полукруглых элементов, которые крепятся в самой вершине, а также укреплены стяжками и диафрагмами.




26.




27. По аналогичной схеме строили Эйфелеву башню.




28.




29. Вся конструкция стягиваетя клепками, а своим основанием не уходит в землю, а опирается на вот такие постаменты. Известно также, что крышу перекладывали в рамках реконструкции вокзала. Сегодня это уже не та оригинальная конструкция начала 20 века, которую строил Владимир Шухов.




30. Что ж, побежали дальше. На фото - мост Богдана Хмельницкого. Очень похож на Андреевский мост, что в Парке Горького.




31. Главное здание МПГУ на малой Пироговской. Этому зданию уже больше ста лет. Это третье здание, в котором сохранилась оригинальная конструкция известного архитектора и инженера.




32. Тут находится знаменитый "фонарь" В.Г.Шухова. Свето-стеклянная крыша с ажурными стеклянными перекрытиями прогонного типа, часть из которых деревянные.




33. Эта крыша не только основной свет в холе университета, но еще и главное его украшение.
В Главном корпусе МПГУ было снято более 100 фильмов. Среди них «Карнавал», «Мы из джаза», «Большая перемена», «Хождение по мукам».



И на последок мы отправились к самой популярной работе инженера - Шуховской телебашне. Это не первое его строение такого типа.
Свою первую башню по этой технологии он спроектировал для крупнейшей дореволюционной Всероссийской промышленной и художественной выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде в 1896 году. Лёгкая и красивая башня произвела фурор — это была первая в мире гиперболоидная конструкция.

После закрытия выставки её купил известный меценат, фабрикант, владелец стекольных заводов Юрий Нечаев-Мальцов. Тогда башню разобрали под надзором самого Шухова и перевезли в имение фабриканта Полибино в Липецкой губернии, где и собрали заново. Там она стоит до сих пор.

Позже он использовал свою технологию для строительства водонапорных башен, маяков, мачт военных кораблей.

34. Айрат показывает личный дневник Шухова - никаких сантиментов, только формулы, расчеты и научные заметки.




Башню на Шаболовке построили в 1918 году. Шла гражданская война, башню строили телескопическим методом, она должна была стать самым высоким зданием, высотой в 350 метров она обошла бы Эйфелеву, но денег не хватило - ее высота сегодня всего 150 метров. Однако, все равно, долгое время она считалась самым высоким сооружением в Москве. Теперь это Останкинская башня (какой с нее открывается вид, можно посмотреть тут).

35. Лёгкая ажурная конструкция была изящна и проста. По форме секции башни — это однополостные гиперболоиды вращения, сделанные из прямых балок, упирающихся концами в кольцевые основания.



В то время она стала мощным средством советской пропаганды, радиостанцией им.Коминтерна. Но мы все ее помним по знаменитой заставке  "Голубого огонька".

36. Сегодня судьба телебашни печальна - ее не красили уже 50 лет, по разным оценкам она еще простоит лет 20, а потом начнет оседать и складываться тем же телескопическим способом.



К сожалению, гиперболоидные конструкции Шухова перестали применять в нашей стране во второй половине XX века, но они оказались очень востребованными за рубежом и подробно описываются во многих европейских книгах по истории архитектуры. А на выставке «Инженерное искусство» в центре Помпиду в Париже изображение Шуховской башни использовалось как логотип.

В 2011 году был разработан проект по сохранению башни. Ее предлагалось укрепить лесами, частично реконструировать, смазать места стыковки элеметов антикоррозиционным раствором. Но денег, как обычно, на реставрацию нет. И что с ней будет дальше - разберут или накроют коробом, или таки найдут деньги на ее сохранение - не ясно.

Так что сходите на экскурсию, пока еще есть на что смотреть!

Кроме автобусных, у них есть пешеходные экскурсии по Московскому метро, а летом будут еще и велосипедные. Лично я очень хочу попасть на экскурсию "небоскребы столицы" и залезть на башню "Федерация" в москва-Сити. Записаться к ним можно в любые выходные у них на сайте или записаться по приглашению cообщества mosblog как это сделала я.


Ничего себе, ходили на экскурсию с разницей в один день, но в субботу намного меньше людей, странно даже))) А вообще, соглашусь и подпишусь, что Шухов впечатлил и удивил. И потрясающей красоты Киевский вокзал, фотографии чудесные. :)
В сб всегда какие-то планы, поэтому и меньше) спасибо!
Экскурсия и правда очень интересная.