голубой

Tunnelbana. Метро Стокгольма



Яркой достопримечательностью Стокгольма, помимо замков, дворцов, музеев и церквей, считается городской метрополитен. Один из самых необычных в мире, он известен уникальным оформлением некоторых станций, благодаря чему tunnelbana называют «самой длинной художественной галереей в мире».

Мы оказались впервые в этом городе, но уже были наслышаны о красочных пещерах стокгольмского метро. Предлагаю прокатиться и узнать, чем же так уникальна единственная подземка в Швеции.


В отличие от метро Хельсинки, в Стокгольмской подземке стоят турникеты и пройти безбилетником не получится. Кассы с контроллерами расположены непосредственно перед ними и бумажный билет нужно показать и проштамповать, если, конечно, у вас не карточка-проездной - она прикладывается как наша "тройка".

В качестве контроллеров в метро сплошь молодые парни и девушки. Не подумайте, я ничего не имею против наших бабушек, но не заметить невозможно.




Система метрополитена включает 100 станций на трёх линиях, общая протяжённость которых составляет более 100 км. 48 станций подземные, 52 станции наземные или надземные.

Кстати, во всей Швеции метро есть только в Стокгольме, его открыли в 1950 году.




Схема несложная, везде много указателей и электронных табло - не потеряешься.
Все три линии сходятся в одной точке — на станции T-centralen, где также находится центральный железнодорожный вокзал и автовокзал.

Стокгольмский метрополитен частный и его владельцем является компания SL. Право на обслуживание метрополитена выдается на конкурсной основе, и сегодня оно принадлежит компании Veolia Transport.





Метро поделено на три зоны (по цвету линий) и билет нужно брать в зависимости от дальности поездки.
Существуют несколько вариантов оплаты проезда. Самый дорогой - это разовый билет, который действителен для всех видов транспорта в течение часа от момента начала использования.

Стоимость такого билета составляет от 30 шведских крон (около 4.5 долларов США). Такой билет необходимо проштамповать при входе, чтобы контролер указал точное время на нем. Стоимость одноразового купона составляет 15 шведских крон (около 2.3 долларов США). Купив 16 таких купонов одновременно, вы заплатите 180 крон (около 27 долларов США), чем сэкономите 60 крон.

Также существуют специальные проездные действие, которых длится 24 часа, 72 часа, 7 дней, 30 дней, 3 месяца или год. Также существует система скидок, которая распространяется на детей, студентов и пенсионеров.

Бумагу совсем не экономят, прям как в Икее :)




Не все станции выглядят впечатляюще, на стенах много рекламы (пока в московском ее долгое время не было, это очень бросается в глаза)  и очень мало людей. Поезда хотят с большими интервалами и иногда подолгу стоят на платформах.












Потеряться в стокгольмском метро не получится, все здесь продумано до мелочей. На каждой станции метро установлено специальное электронное табло с информацией о маршруте поезда, времени прибытия следующего поезда и двух последующих, по прибытии поезда на табло можно увидеть даже информацию о количестве вагонов.




В стокгольском метро принято давать имена вагонам. Почти каждый имеет собственное название, прочесть которое можно на кабине. Вагоны эти необычные, и произведенны в Канаде компанией Bombardier по специальному заказу. Так мы встретили поезд, где каждый вагон был назван отдельным именем "Матильда", "Урсула", "Гюстав" :)




Режим работы метро очень схож с нашим. Подземка открыта с 5 утра до 12 часов ночи.




Времени изучать метро было мало и мы направились на самую живопискую ветку. Синяя линия была построена в 1975 году и на сегодняшний день является самой красивой линией стокгольмского метро. Здесь можно встретить цветные гроты, скалы с ручьями подземных вод, фигуры греческих богов и наскальную живопись в скандинавском стиле. Более того, на территории метро регулярно проходят научные и художественные выставки.

Стокгольмский метрополитен часто называют самой длинной художественной галереей в мире. 90 из 100 станций украшены предметами искусства абсолютно разной тематики. К слову, есть информация, что одним из источников вдохновения были помпезные «сталинские» станции московского метро. Правда здесь пошли своим путем и украсили станции совсем без понтов, но со вкусом, иногда совсем в сумасшедшем стиле.
Просто загуглите "стокгольское метро", там есть чумовые картинки станций.

У нас получилось увидеть всего парочку, но зато каких!











Станция T-Centralen синей линии. Ну чем не Гжель!











На всех платформах для людей с ограниченными возможностями и для тех, кому тяжело или лень подниматься есть лифты. Очень гуманное решение.
В московском метрополитене даже с детской коляской проблематично, а инвалидов в нашей подземке вообще не встретить.







Очень интересная станция - Kungsträdgården (Королевский сад).




Здесь настоящая психоделика. Грот, решетки и стекающие по скалам ручьи, греческие скульптуры.



























annaloca и каменная грудь












Станции, которые оставили в "пещерном" стиле впечатляют больше всего. И все это благодаря способу обработки скал. Некоторые станции, построенные в 1960-70гг закрыты бетоном, более молодые покрыты 7-8 сантиметровым слоем набрызг-бетона.

Набрызг-бетон повторяет форму скалы и создает впечатление пещеры или грота. Такая конструкция станций обходится значительно дешевле, и сэкономленные деньги пошли на более смелое оформление станций. Именно это сделало Стокгольмское метро уникальным, на тот момент в мире не существовало аналогично оформленных станций.


Фотографии из открытых источников





Словом, окажетесь в Стокгольме, обязательно прокатитесь в метро!

Recent Posts from This Journal

Надо возвращаться в Стокгольм гулять по крышам и ездить в метро)
Определенно надо, мы вообще так мало времени там провели!
Я тоже была в восторге от метро Стокгольма, правда еле успели до окончания билета выйти
У нас ведь тоже такое есть, так что это наверное нормально
это если брать карту 90 минут, но по ней в метро ты можешь без пересадок на наземный ездить сколько влезет, не вылезая. а тут одноразовый билет действует два часа. я вот недавно в Берлинском заблудилась, пока каталась, билет кончился( у нас такого нет и надеюсь не будет, хотя если продолжат активно строить, зоны все же введут :(
1-ю фотку увидела и прям сразу захотелось написать- ну Гжель же!))) А вообще красиво очень,психоделично даже местами))
да, вот жаль что мало станций успели посмотреть, там есть такииие чумовые
Очень необычное! А еще метро в Ницце тоже как выставка современного искусства, я была впечатлена!
Оля, с прошедшим днем рождения! Замоталась и написать забыла. Творческих побед тебе и всегда интересного взгляда на жизнь))

У меня пока три метро зарубежных на счету (не считая Украины и Белоруссии) - Хельсинки, Стокгольм и Берлин. Самое интересное пока в Швеции - реально галерея.
А ты писала про Ниццу? покажи)