голубой

Традиции детства. Кратовская железная дорога

Сегодня в России отмечается День железнодорожника. Отличный повод рассказать о том, как одним летним днем мы с rijaya_koshka катались на Детской железной дороге!



Это не аттракцион и не игрушка, а настоящая ветка Малой Московской железной дороги, проходящая на границе Жуковского и поселка Кратово.
От "взрослого" жд-сообщения, детские железные дороги отличаются размерами вагонов, длиной и шириной пути (обычно это участок узкоколейного пути шириной от 600 до 1200мм и длиной несколько километров), а еще тем, что управляют всеми процессами дети школьного возраста.

Почти 80 лет здесь бережно сохраняют пионерскую традицию подготовки будущих железнодорожников.



Для меня поезд в Кратово как паровозик из Ромашково - настоящий символ детства и беззаботного лета.

А для детей, обучающихся в кружках юных железнодорожников, это летняя практика, которая сочетается с теоретическим курсом обучения на протяжении нескольких лет.

Идея создать такую школу родилась в Советском Союзе больше 80 лет назад.

Как все начиналось

Первая экспериментальная ДЖД была построена в Москве в 1932 году в парке Горького. Просуществовала она недолго, к 1939 году её уже закрыли. По непонятным причинам факт существования этой ДЖД в Советском Союзе всегда замалчивался. Спустя несколько лет ее закрыли и быстро забыли. А в 1935 году аналогичная дорога по инициативе грузинских школьников была открыта в Тифлисе (Тбилиси). И именно она официально считается первой в мире.

Участники строительства дороги в Тифлисе через газету «Пионерская правда» обратились к своим сверстникам с призывом строить ДЖД в других городах страны. Идея получила поддержку наркома путей сообщения, после чего ДЖД стали строиться в столицах почти всех союзных республик и в местах размещения управлений железных дорог страны.

Одними из первых на призыв тифлиских пионеров откликнулись пионеры Раменского района - 30 октября 1935 года на слете пионеров был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово.




Под руководством инженеров Московско-Рязанской ж.д. школьники самостоятельно провели изыскательские работы и разработали проект дороги,  все строительные работы они также выполняли сами. Лишь на самых тяжелых работах им помогали комсомольцы. Торжественное открытие Малой Ленинской железной дороги состоялось 2 мая 1937 года.




Во время Великой Отечественной войны Малая московская железная дорога активно участвовала в перевозках необходимых грузов. За героизм и самоотверженный труд в годы войны трем юным железнодорожникам присвоено звание Героя Советского Союза, еще 12 – награждены медалями «За оборону Москвы».





В России в настоящее время функционирует 26 ДЖД в городах: Владикавказ, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Кемерово, Красноярск, Кратово, Курган, Лиски, Нижний Новгород, Новомосковск, Новосибирск, Оренбург, Пенза, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург (2 разные дороги), Свободный, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск, Ярославль.

ДЖД оказали неоценимую помощь в подготовке специалистов для отечественных железных дорог в периоды, когда страна по ряду демографических причин испытывала острый дефицит квалифицированных кадров.


Долгое время станции Кратовской ЖД были деревянными. В 2002 году полностью сгорели станционные постройки на станции Юность.




Перемены

В 2003 году станцию полностью реконструировали,  было возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции. Так выглядит станция "Юность" сейчас.


Фото Gordon_shumway с форума http://www.yarea.ru/index.php/topic,1516.1020.html

За годы своего существования дорога дважды переименовывалась: сперва из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем в Малую Московскую (Кратовскую). Менялись и названия станций. Так, станция Путь Ильича была переименована в Юность, а "Культбаза" - в Пионерскую.

Осенью 2004 – весной 2005 года по инициативе Управления Московской железной дороги прошла большая реконструкция Кратовской ДЖД. Главный путь ДЖД переложен на бетонных шпалах, полностью заменены все средства СЦБ, в том числе, смонтирована межстанционная оптоволоконная линия связи.

Взамен старых вагонов ПВ51 заводом «Метровагонмаш» по спецзаказу были построены новые, модели 20.0015. Для обеспечения сохранности нового подвижного состава, на месте второго пути станции Пионерская сооружён 70-метровый ангар.




Существенные перемены коснулись и парка тягового подвижного состава. Тепловоз ТУ7-2729 был списан и сдан в металлолом. Оба тепловоза ТУ2 – отправлены на капитальный ремонт в Рязань. По окончании ремонта изменившийся до неузнаваемости ТУ2-078 вернулся на Кратовскую ДЖД.




Удалось даже заглянуть в кабину машиниста.







Функции детской железной дороги

В первую очередь, образовательная и профориентационная. Обучение на Московской ДЖД проходят школьники 11-17 лет из 25 школ от Москвы до Конобеева. Полный курс обучения 5 лет. Юные железнодорожники приходят на обучение непосредственно в управлении дороги в пос. Кратово или в филиалах в г. Москве (Центральный дом детей железнодорожников), а также кружок "Юный железнодорожник" в Московском институте инженеров транспорта. Кроме того, на Малой Московской проходят летнюю практику учащиеся кружка Юных железнодорожников при Московском государственном университете путей сообщения.

На детских железных дорогах юным железнодорожникам преподаются основы практически всех железнодорожных специальностей. При этом самостоятельная работа во время летней практики способствует возникновению интереса детей к работе на железной дороге.

Вот она настоящая школа будущих кадров - от трети до половины ее воспитанников связывают потом свою жизнь с железной дорогой.

Воспитательная. Как и в школе, дети учатся работать в коллективе, взаимодействовать между собой и с преподавателями.

Кроме того, работа на детской железной дороге даёт детям осознание ответственности за свои действия, приучает к дисциплине и соблюдению правил техники безопасности. Более того, детская железная дорога часто используется для организации досуга детей (участие в кружках по интересам в свободное время, проведение вечеров отдыха, конкурсов), эстетического развития их личности (при многих ДЖД действуют кружки рисования, кино- и фотостудии, музыкальные и танцевальные кружки и др.), а также расширения кругозора (экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта, встречи с интересными людьми).

Транспортная. Чаще всего ДЖД не имеют транспортного значения, и воспринимаются пассажирами исключительно как парковый аттракцион. Лишь иногда детские железные дороги служат для доставки пассажиров из города в пригородные зоны отдыха (примеры: Чита, Оренбург, Свободный, Чимкент).


Время прокатиться

В вагоне больше взрослых чем детей.








На линии две станции — «Юность» и «Пионерская» и две промежуточные платформы «Школьная» и «Детская». Платформа «Детская» открыта в 2006 году и является остановкой по заявке для посадки детей из ДОЛ «Кратово». Протяженность всего пути 3,8 км.




Машинисты, контроллеры, дежурные станции - за все отвечают дети. Билеты настоящие, от ОАО "РЖД", только без штрих-кода.




Юля прониклась романтикой детских железных дорог. Всю дорогу фотографировались и обсуждали, как же интересно должно быть ребятам учиться!








По традиции, дети на каждой станции машут рукой уходящему поеду. Так мило.


В кассах тоже работают дети. Но несмотря на то, что взрослых почти не видно, они есть - помогают, следят за безопасностью, контроллируют процессы. Как никак железная дорога - зона повышенной опасности.




На станции Пионерская находится учебный корпус и вагонное депо. Здесь же предусмотрена стрелка для разворота тепловоза.




По стойке смирно, как настоящие проводники.








Колокольчик как дань традиции и способ сообщить пассажирам, что поезд готов отправляться.








Желтые флажки - "поезд отправляется".








Режим работы

Сейчас Детская ЖД работает с конца мая по последнее воскресенье августа, со среды по субботу, с 10 до 15 часов. Стоимость билетов - детский 60 рублей, взрослый 80р. Дети до 2 лет бесплатно.

Актуальное расписание кратовской ЖД на 2016 год. От станции Пионерская (недалеко от станции "Кратово" Рязанской ЖД) и от станции "Юность" (напротив станции "Отдых").


Интересные факты


  • Предшественником детских железных дорог был частный аттракцион, созданный в середине 1890-х гг. для в.кн. Михаила Александровича (сына Александра III) и его сестёр в дворцовом парке Гатчины. Он состоял из парового локомотива и двух-трёх пассажирских вагонеток, ходивших по рельсам, проложенным между деревьями парка.


  • В 1939—1940 годах для Москвы проектировалась грандиозная детская железная дорога. Она должна была иметь две линии, протяжённостью в 12 и 8 километров (в то время как длина большинства ДЖД составляла в среднем один-два километра). Московская ДЖД должна была использовать два вида тяги — паровозную и электрическую. Для проектирования этой дороги привлекались лучшие специалисты. Архитектура станций не должна была уступать блеску станций Московского метро и павильонов ВДНХ. Располагаться эта ДЖД должна была в парке Измайлово. Проект был принят 20 июня 1941. Его осуществлению помешала начавшаяся через два дня Великая Отечественная война. ДЖД в Москве так и не была построена. Нынешняя Малая Московская железная дорога расположена в посёлке Кратово.


  • За всю историю в СССР существовало только три электрифицированные детские железные дороги: в парке Горького в Москве, в Ужуре и в Донецке. Ни одна из них не сохранилась. Донецкая ДЖД, разрушенная в ходе Великой Отечественной войны, была возрождена в 1972 году, но уже без электрификации. После войны от планов электрификации ДЖД отказались из соображений безопасности.


  • Самая длинная ДЖД находится в городе Свободный (Амурская область), она длиннее самой короткой ДЖД (в Красноярске) в девять раз. Длина Свободненской ДЖД — 11,6 км, Красноярской — 1300 м.







С праздником всех причастных и приезжайте к нам кататься!




В подготовке материала использована информация и фотографии с сайта Детские железные дороги и
Википедия.

Posts from This Journal by “жуковский” Tag

  • МАКС-2017. Последний раз в Жуковском?

    Вчера закончился тринадцатый МАКС, которому в этом году исполнилось 25 лет. В далеком 1992 году все начиналось с небольшой выставки…

  • Лето в Жуковском

    Нечасто теперь получается бывать в Жуковском. Но тем желанее и любимее эти встречи. Особенно сейчас, когда город такой зеленый и солнечный. А…

  • Весна в Жуковском

    Пока за окном вселенский тлен, хочется вспомнить одну солнечную субботу в Жуковском. Весна все таки пришла!…

  • Купание в проруби. Инструкция по применению

    В моем личном списке вызовов, помимо марафона и прыжка с какой-нибудь очень высокой точки, есть желание однажды научиться моржевать. В этом…

  • Чек-лист для похода в бассейн

    Ходите в бассейн? Я вот редко, но очень люблю поплавать в несезон. Особенно после рабочей недели - очень полезно для спины, дополнительный…

  • Бегать ли зимой?

    Этим вопросом задаются все, кто бегает. Летом замотивировать себя просто - погода отличная, а на улице тепло. Поздней осенью и зимой многие…

обожаю детскую железную дорогу, там прошло моё детство)
Отличный репортаж! А то я много слышал, но никогда не видел )
Я даже вот про эту только читал в Мурзилке когда-то )
Тепловоз древний, конечно, для Москвы не простительно.