голубой

Мусульманское кладбище. Особенности



Приезжая в Казань, невозможно игнорировать мусульманские традиции, которые тесно вплетены в историю этой российской республики уже несколько столетий. Свадебные и похоронные обряды здесь имеют свои особенности, во многом не совпадающие с христианскими традициями как на внешнем, так и на внутреннем (духовном) уровне.

Мне было интересно изучить эти моменты на примере темы смерти.


Все мусульманские праздники, обычаи и традиции тесно связаны с Кораном - священной книгой всех верующих в Аллаха. Шариат, правила которого основаны на священном писании, предписывает особенные правила захоронения, во многом отличных от наших.

Когда мусульманин находится на пороге смерти, над ним совершаются особые погребальные обряды. Они очень сложны и обязательно должны осуществляться под руководством духовных лиц и сопровождаться особыми молитвами.

Из особенностей. Умерших мусульман никогда не кремируют. По мусульманской традиции кремация сравнивается со страшной карой – горением в аду. Сразу после смерти над телом мусульманина необходимо совершить следующий обряд: подвязать подбородок, закрыть глаза, выпрямить руки и ноги, накрыть лицо и положить на живот что-либо тяжелое для избежания вздутия. Затем следует обряд омовения и обмывания водой, в котором должно принимать участие не менее четырех человек.

Мусульманина хоронят без одежды, тело заворачивают в белый саван (кафан), состоящий из трех частей для мужчины и из пяти частей для женщины. Похоронить умершего следует как можно быстрее, на ближайшем кладбище. Тело мусульманина хоронят без гроба, в могилу опускают ногами вниз, кладут головой на север, лицом в сторону Мекки, женщину прикрывают покрывалом, чтобы ее саван не был виден. Бросая горсть земли в могилу, мусульманин произносит айят из Корана («Все мы принадлежим Богу и к Нему возвращаемся»).

Засыпанная могила должна возвышаться над землей на четыре пальца. Могилу поливают водой и семь раз бросают на нее по горсти земли, читая айят. Во всех молитвах, и особенно произносимых сразу после похорон, должно часто упоминаться имя умершего, о нем должно говориться только хорошее. Эти молитвы призваны облегчать положение умершего перед предстоящим ему «подземным судом».

Шариатом строго запрещено хоронить мусульманина на немусульманском, и наоборот, немусульманина на мусульманском кладбище.


Мусульманское кладбище тоже имеет свои особенности. Современное место захоронений внешне уже практически не отличается от наших, а вот старые кладбища совсем другие.

В Казани несколько древних кладбищ. Мы посетили одно из них, расположенное на окраине города в Адмиралтейской слободе. Это очень красивое по расположению и очень древнее место Казани. Раньше этот район носил название Бишбалта, что в переводе означает "пять топоров" (пять как священная цифра мусульман - число ежедневных молитв и намазов и топоры как символ того, чем занимались здесь люди - тут жили плотники и лесорубы). Считается, что это место существовует не одну тысячу лет.


Кладбище, которое расположено с видом на Волгу, образовано в период расцвета Казанского ханства. Примечательно оно тем, что на нем имеются захоронения, датируемые 1320 г.

Долгое время кладбище никак не было обозначено и огорождено. Как описано на местном форуме "На территории древних захоронених царит хаос – разбитые и поруганные надгробия, на которых делают шашлыки, надгробия, выломанные и приготовленные кому-то под коттедж, затоптанные места захоронений, вырванные с корнем надгробные камни или просто сломанные пополам. Территорию древнего кладбища многие казанцы не почитают. Вандалы разбивают надгробия, предприимчивые люди потом на этих надгробиях жарят шашлыки. А три забора у входа уже давно, видимо, служат тиром, а стреляют здесь по пустым бутылкам".





Нам повезло увидеть все выше описанное, но спустя какое-то время. Забор появился, хотя сквозь него очень легко протиснуться внутрь. При входе стоит пямятник, рассказывающий, что это за место. В остальном, все как и рассказано - полная разруха, мусор, очень мало сохранившихся надгробий.









А ведь это исторический и культурный памятник. Через надписи на надгробных камнях можно было узнать много нового об истории: пару веков назад на камни наносили не только дату смерти, но и философские рассуждения о жизни. Эти надгробия - классический и самый правильный вариант того, как должен выглядеть надгробный камеь умершего мусульманина. Просто, без фотографии, с указанием предков до пятого колена, никаких слов скорби. Но об этом чуть позже подробнее.








Ощущение, что по кладбищу прошел бульдозер. Такого вандализма я не видела ни на одном старом кладбище. Даже в Жуковском все выглядит куда приличнее. А здесь земля перекопана, все камни разброшены. Надгробия побиты. Хотя местами чувствуется "рука благоустройства". Вот так например выложены тропинки вдоль кладбища. Только по ним можно пройти не споткнувшись о чью-то могилу.
















Вот такой вид открывается с кладбища. Удивлена, что это место вообще не зачистили под строительство.




А это расположение кладбища на карте.




Для сравнения я не могла не посетить действующее современное мусульманское кладбище.
Главная его особенность – это то, что все без исключения могилы и надгробия обращены в сторону Мекки, а на памятниках отсутствуют фотографии, это запрещается религией. Эпитафии на памятниках строгие, ограничиваются словами из Корана, общей информацией об умершем человеке и датой его смерти. Подобная скромность в оформлении могил диктуется похоронными традициями и обрядами, уходящими корнями во времена кочевой жизни мусульман. Различные надмогильные постройки (мавзолеи, гробницы, склепы) Шариатом не одобряются.

А теперь посмотрим как все на самом деле. Так, видим фотографии.




Вместо временных деревянных крестов, как это принято у нас, на таком кладбище ставят вот такие доски с табличкой. Иногда они так и не сменяются каменными надгробиями.




Довольно пафосно.




Снова фото.




Никаких крестов, только полумесяц. Но значит ли это, что тут похоронены только мусульмане? Учитывая несоблюдение традиций, не уверена. Либо люди сами себе разрешают такие послабления. К сожалению, так и не узнала точный ответ на этот интересный вопрос.




Еще из особенных моментов. Проходя мимо кладбища, мусульманин обычно читает суру из Корана, а расположение могил помогает ему определить сторону, в которую следует обратить лицо.

Решая, что написать на памятнике для мусульманина, лучше остановиться на словах Пророка и известных сурах Корана. Нехарактерно и малоприемлемо обращение к усопшему со словами любви, обещаниями близких помнить и скорбеть о нём. Отношение к смерти в исламе более строгое и фаталистическое, нежели в православии: смерть не минует никого, и об этом нельзя забывать. Умирая, правоверный мусульманин возвращается к Аллаху, которому принадлежит и при жизни, и выражать сожаление по этому поводу в надписях на памятниках — недостойно.

Кроме этого, в оформлении надгробия приветствуются национальные узоры, часто имя усопшего пишется на арабском языке. Все это без излишеств.




Обнаружили несколько очень древних образцов. На татарском.




И на арабском. Традиционные надгробия, похожите на те, что мы видели на древнем кладбище.












И несколько пафосных, очень похожих на наши.








Со словами из Корана.

























Немного устрашающе.



И в качестве заключения отмечу, что мне безумно интересно было все это узнать и увидеть.
Надеюсь и вам было занимательно.

И еще один мой материал по теме.

Posts from This Journal by “казань” Tag

  • Иннополис. Место, где будущее уже наступило

    Когда мне говорили, что еще несколько лет назад Казань была совершенно непривлекательным городом с разбитыми дорогами, запущенным центром и слабо…

  • Чем запомнился 5-ый НеФорум блогеров?

    Эйнштейн был прав - все в жизни относительно! Прочитав несколько постов про итоги Нефорума в Казани, не перестаю удивляться тому, какие разные…

  • Казань. Крыша. Закат

    Казань - особенный город для меня. Именно сюда несколько лет назад я впервые отправилась одна и опробовала сервис каучсерфинга, тут же я встретила…

Необычный пост, но интересный. Спасибо. Была на аллее захоронения в БАКУ, там было все очень помпезно. Памятники, скульптуры, цветы, полиция охраняла могилы.. Ну правда, наверно, потому что там знаменитые люди Азербайджана лежат.

Спасибо. Мне нравятся именно старые кладбища, с эстетической и культурной точки зрения. Самое красивое из увиденных - Лычаковское католическое кладбище во Львове. Там тоже есть пафосные надгробия и даже склепы, но все очень древнее и охраняется государством оч трепетно - туда даже вход платный для туристов.
Ну если это помогает создать там охрану и благоустройство, я вообще не против. Тем более , что это официальная людостопримечательность и культурный памятник. Да и ценник там 20 или 50рублей на наши деньги, не помню точно.
мы там акцию блогер против мусора проводили
тоже привлекали внимание к разбросанным могилам
обещали их собрать и отвезти в специальное место (советник президента РТ)
Завораживающее зрелище, особенно если задуматься сколько им лет...
А кому-то не по себе при виде кладбища, какое бы оно ни было.
Есть что-то мистическое и завораживающее в исследовании этой темы для меня)
Мда... Низка человеческая природа и низменна. Так относиться к могилам нельзя.